четверг, 23 февраля 2012 г.






Задания на установление молекулярной формулы вещества

( задания С5 )






1. Массовая доля кислорода в одноосновной аминокислоте равна 42,67 %. Установите молекулярную формулу кислоты.
2. При сгорании вторичного амина симметричного строения выделилось 0,896 л (н.у.)углекислого газа, 0,99 г воды и 0,112 л (н.у.) азота. Установите молекулярнуюформулу этого амина.
3. Установите молекулярную формулу третичного амина, если известно, что при его сгорании выделилось 0,896 л (н.\ углекислого газа, 0,99 г воды и 0,112 л (н.у.) азота.
4. Определите молекулярную формулу ацетиленого угле­водорода, если молярная масса продукта его реакции с избытком бромоводорода в 4 раза больше, чем молярная масса исходного углеводорода.
5. Некоторый сложный эфир массой 7,4 г подвергнут щелочному гидролизу. При этом получено 9,8 г калиевой соли предельной одноосновной кислоты и 3,2 г спирта. Установите молекулярную формулу этого эфира.
6. Установите молекулярную формулу алкина, относитель­ная плотность паров которого по воздуху 1,862.
7. При взаимодействии 22 г предельной одноосновной кислоты с избытком раствора гидрокарбоната натрия выделилось 5,6 л (н.у.) газа. Определите молекулярную формулу кислоты.
8. Установите молекулярную формулу алкена, если известно, что 1,5 г его способны присоединить 600 мл (н.у.) хлороводорода.
9. В результате сжигания 1,74 г органического соединения получено 5,58 г смеси С02 и Н20. Количества веществ С02 и Н20 в этой смеси оказались равными. Определите молекулярную фор­мулу органического соединения, если относительная плотность его по кислороду равна 1,8125.
10. При взаимодействии 25,5 г предельной одноосновной кислоты с избытком раствора гидрокарбоната натрия выделилось 5, 6 л (н.у.) газа. Определите молекулярную формулу кислоты.
11. Установите молекулярную формулу алкена, если известно, что 0,5 г его способны присоединить 200 мл (н.у.) водорода.
12. При взаимодействии 1,74 г алкана с бромом образовалось 4,11 г монобромпроизводного. Определите молекулярную формулу алкана.
13. При взаимодействии 11,6 г предельного альдегида с избытком гидроксида меди (II) образовался оксид меди (I) массой 28,8 г. Установите молекулярную формулу альдегида.
14. Определите молекулярную формулу вещества, содержащего 48,65 % углерода, 43,24 % кислорода, 8,11 % водорода и имеющего плотность по воздуху 2,55.
15. Установите молекулярную формулу одноатомного спирта, содержащего 26,67% кислорода.



Рекомендации по выполнению части 2


Задания части 2 сложнее, поэтому необходимо ещё внимательнее анализировать их условие и предложенные варианты ответов.
Задания первого типа - на выбор нескольких правильных ответов из предложенного перечня ( в ГИА из 5, а в ЕГЭ из 6 ) - множественный выбор, другие задания - на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах ( левый и правый столбец ).
После выбора правильных (по вашему мнению) вариантов ответов, выпишите в определенной последовательности соответствующие им цифры, обратив внимание в инструкции на форму записи правильного ответа.
При выполнении заданий данного вида, для поиска правильного ответа вам требуется осуществить большое число учебных действий (операций). Например, необходимо определить, с какими реагентами из указанных в условии будет взаимодействовать то или иное вещество; определить окислитель и восстановитель в химических реакциях и др.
Задания 9, 10 в ЕГЭ - расчетные задачи с использованием массовой доли растворенного вещества или нахождения количества вещества, массы, объёма по данному количеству, массе или объему вещества.

Задания №2 ГИА-9

Часть 2

Ответами к заданиям В1–В3 является последовательность двух цифр, которая соответствует номерам правильных ответов. Запишите эти цифры в строку ответа.

В1

В ряду химических элементов Si – P – S

1) уменьшается число протонов в ядре

2) уменьшается электроотрицательность

3) увеличивается число электронов во внешнем электронном слое

4) увеличивается радиус атомов

5) усиливаются неметаллические свойств

Ответ: ___________.

В2

Водород вступает в реакцию с

1) сульфатом цинка (раствор)

2) оксидом меди (II)

3) аммиаком

4) водой

5) кислородом

Ответ: ___________.

В3

Выберите уравнения реакций, в которых элемент углерод является окислителем.

1) C + 2H2 = CH4

2) 2С + O2 = 2CO

3) CO2 + 2Mg = 2MgO + C

4) CH4 + 2O2 = CO2 + 2H2O

5) C + 2H2SO4 = CO2 + 2H2O + 2SO2

Ответ: ___________.

В задании В4 на установление соответствия запишите получившуюся последовательность цифр в строку ответа.

В4

Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.


ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА

A )H2S + O2 →

Б) H2SO3 + Na2O →

В) H2SO4 + NaOH →

ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ

1) → H2SO3

2) → SO2 + H2О

3) → Na2SO4 + Н2

4) Na2SO3 + H2O

5) Na2SO4 + H2O

Ответ: ______










Тема1. СТРОЕНИЕ АТОМА И ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН









При повторении обратите внимание:


  • Заряд ядра, число протонов, число злектронов – порядковый номер элемента.
  • Число нейтронов – разница между Аr и №пор.
  • Изотопы отличаются числом нейтронов в ядре.
  • Число электронных уровней – № периода.
  • На первом уровне только s-орбиталь, на втором уровне – s- и р-орбитали, на третьем – s-, три р-, пять d-орбиталей, на четвертом – s-, три р-, пять d-, семь f-орбиталей.
  • На каждой орбитали не более двух электронов с разными спинами.
  • Заполнение орбиталей идет в порядке возрастания их энергии (обратить особое внимание на заполнение орбиталей в атомах Cu, Cr, Fe ).
  • Атом и ион отличаются числом электронов:
А0пе " Ап+ (число электронов в ионе уменьшается на п )
А0 + пе " Ап- (число электронов в ионе увеличивается на п )

воскресенье, 19 февраля 2012 г.


О ХИМИИ С УЛЫБКОЙ

КАЖДЫЙ – КУЗНЕЦ СВОЕГО СЧАСТЬЯ

Натрий все элементы недолюбливали и за гла­за называли токсикоманом. И было за что. Дело в том, что натрий всегда лежал в керосине. «Я от него балдею», - объяснял он. Все остальные элементы трудились. Труд и только труд приводит к счастью, а не пассивное лежаниев керосине.

- Лично я, - сказал алюминий, - раньше сидел на сковородках и чайниках. Ни заработка, ни выра­ботки. Перебивался с хлеба на воду. Сейчас я под­писал контракт с самолетами. Красота!

- Лично я, - сказала сера, - крупный специалист по шинам. Но мне не нравится, когда меня дразнят обидной кличкой «вулканизаторщица». Не надо так говорить. Если бы не я, вы бы ездили по дорогам с грохотом. А я создаю вам уют. Цените меня.

- Лично я, - сказал йод, - переметнулся в меди­цину. Больные никогда не переведутся, так что я без куска хлеба не останусь. Я мажу все подряд, все, что попадется под руку: и хвост, и язык.

- Лично я, - сказало серебро, - подалось в цер­ковь. Я - антисептик, хоть маленький, да удалень­кий. Я залезаю в чан с водой, а прихожане считают такую воду святой, никогда и ни с кем не грешив­шей. Это их дело, а для меня важно то, что свой процент я всегда имею.

- Лично я, - сказал неон, - шуранул в наружную рекламу и подсветку. Работаю исключительно в ве­чернюю и ночную смены. Живу припеваючи.

- Лично я, - сказало олово, - перепрофилирова­лось на консервные банки. Пиво - это тоже консер­вы. В общем, вкалываю от зари до зари. Зато меня все знают. Пользуюсь заслуженным авторитетом.

- Лично я, - сказала медь, - когда-то чеканила монеты, но потом мне это надоело и я связала свою судьбу с электрическими проводами. Этот бизнес потише, поспокойней. Никто не врывается в банк, никто не грабит. Провода, они и в Африке провода. Меня все любят за то, что я хорошо провожу ток.

- Лично я, - сказало железо, - монополист. Я знаю, что все мне завидуют. Но все блага мне достались честным трудом. Да и начало я свою тру­довую деятельность еще до нашей эры. Как видите, тружусь и по сей день, на пенсию не собираюсь.

- Лично я, - сказал азот, - всю жизнь посвятил аммиаку. Я получил семь благодарностей от мини­стра сельского хозяйства. Ценят меня аграрии. Это приятно.

- Лично я, - сказал гелий, - надуваю детям шары. И дети довольны, и я. Правда, иногда случается не­счастье - шарики улетают, но как без этого?

- Лично я, - сказала ртуть, - работаю на два фронта. Я крупный специалист по термометрам и энергосберегающим лампочкам. Конкуренты не дремлют и хотят отобрать медицину. То спирт про­ник в термометры, то термопара. Но я борюсь.

- Лично я, - сказал фосфор, - имею дело с фло­рой. Я сделал ее зависимой от себя. Нет меня, фло­ра вопит: «Караул, срочно дайте удобрения». Ну и я тут как тут. Кончилось то время, когда все ругали удобрения. Я переждал, и сейчас гоню несколько видов удобрений.

- Лично я, - сказал хлор, - слесарь-многостаночник. Даю соляную кислоту и хлорную известь, стерилизую питьевую воду, участвую в органиче­ском синтезе.

-Лично я, - сказал кремний, - имею дело со спла­вами, со смазками. Сами знаете, не подмажешь - не поедешь. А полупроводниковые материалы! Да без меня ни один компьютер не заработает.

- Лично я, - сказал углерод, - Фигаро тут, Фи­гаро там. Работаю по-крупному - алмазы, рубины, но не гнушаюсь и мелкой рыбешки - карандаши, тигли, электроды, таблетки. Ну и противогазы, ко­нечно, - это моя заслуга.

- Лично я, - сказал кислород, - тоже монополист, но не задаюсь, как железо. Я предпочитаю работать без шума. В отличие от азота, имею дело с фауной. И, надо сказать, фауна мной довольна. Работаю на полставки в мартеновском цеху. Дую на расплав­ленную породу. Подрабатываю сварщиком. Вместе с ацетиленом осуществляем прекрасную сварку. В общем, отдыхать некогда.

- Лично я, - сказал титан, - предпочитаю летаю­щую и движущуюся технику. Мое амплуа - самоле­ты и автомобили. Рокочут, шумят, но от моих услуг не отказываются.

- Лично я, - сказало золото, - горя не знаю. По­куда есть на свете женщины, до тех пор я буду при деле. Цепочки, кольца, серьги. Был валютным ме­таллом - и остался! А теперь без меня и в космиче­ской технике, и в медицине не обойтись.






суббота, 18 февраля 2012 г.


Содержание и структура экзаменационной работы

ГИА-9 по химии

Содержаниe заданий экзаменационной работы ГИА-9 определяется специальным документом – кодификатором ( см. сайт www.fipi.ru ).

В кодификаторе выделены 5 содержательных блоков:

- «Вещество»

- «Химическая реакция»

- «Элементарные основы неорганической химии»

- «Методы познания веществ и химических явлений»

- «Химия и жизнь».

Каждый вариант экзаменационной работы состоит трех частей, различающихся по назначению, а также по содержанию и степени сложности включаемых в них заданий:

Часть

варианта

Тип

заданий

Число

зада-

ний

Время на

выполнение

каждого

задания

Максима-льная оценка

каждого задания

Характеристика

заданий

Часть А

Задания с выбором ответа

19

2-3 мин.

1 балл

1) Выбрать один вариант ответа из 4-х предложенных

2) Оценка верности двух данных суждений

Часть В

Задания повышенного уровня сложности

4

5-7 мин.

2 балла

1) Выбор нескольких правильных вариантов ответов

из предложенного перечня

(множественный выбор)

2)Установление соответствия позиций, представленных в двух множествах

Часть С

Задания высокого уровня сложности

3

10-12 мин.

С1-4 балла

С2-3 балла

С3-3 балла

С1: Написать уравнения, соответствующие данной цепочке превращений, отражающей генетическую взаимосвязь классов веществ

С2: Комбинированная задача, в основе которой два типа расчетов: вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе и вычисление количества вещества, массы или объёма по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.

С3: Распознавание вещества на основании данной характеристики и описания качественных реакций.

Продолжительность выполнения работы -- 120 минут (2 часа )

Задания №1 ГИА-9 – проверьте ответы! Постарайтесь исправить свои ошибки!

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

А16

А17

А18

А19

1

1

2

2

1

1

1

3

3

2

1

2

2

4

4

4

2

1

4

воскресенье, 12 февраля 2012 г.

Интересные факты из жизни ученых-химиков

Д.И.Менделеев (1834-1907)

Мастер чемоданных дел

Д.И.Менделеев любил переплетать книги, клеить рамки для портретов, изготовлять чемоданы. Покупки для этих работ он обычно делал в Гостинном дворе. Однажды, выбирая нужный товар, он услышал за спиной:
- Кто это почтенный господин?
- Таких людей знать надо, - с уважением в голосе ответил приказчик.
- Это мастер чемоданных дел Менделеев!




среда, 8 февраля 2012 г.

Родительское собрание

Уважаемые родители!
Родительское собрание по подготовке к ГИА-9 по химии состоится 13 февраля в 19.00 час. в ГОУ СОШ №887 (ул. Молдавская, д.6 ).
Собрание проводят методисты окружного меетодического центра ЗАО.